Коллекционер Нехорошев А.Н.


   

 

Все статьи

Видео

 

Хор из солистов


Юбилярам принято делать подарки. Но известный липецкий коллекционер Анатолий Нехорошее поступил, как выражаются на современном сленге, с точностью до наоборот. Не ему подарили, а он пода­рил землякам к своему юбилею замечательную выставку. Она открылась в Центре изобразительных искусств. На ней демонстрируются сто тридцать картин, акварелей, рисунков, скульптур восьмидесяти семи мастеров разных поколений и школ — от народных художников Виктора Сорокина, Юрия Гришко и других титулованных, маститых до совсем молодых, чьи имена пока мало кто знает.

Собрание Нехорошева уникально. Почти двадцать лет он приобретает произведения, созданные его земляками - липчанами, ельчанами, чаплыгинцами... На презентации кто-то нашел для этой выставки хорошую формулу: хор из солистов. Несмотря на самобытность каждого участника, она оставляет впечатление очень целостное. Полгода отбиравшая из шестисот с лишним работ, которыми буквально забит дом коллекционера, самые интересные, арт-директор Центра Татьяна Нечаева сумела угадать и прочертить эмоциональную доминанту выставки, выраженную неслучайным девизом: «Я люблю тебя, жизнь». Он характеризует и атмосферу самой экспозиции, и личность Нехорошева — оптимиста, энтузиаста, собирателя азартного и неуемного.

Начало нехорошевской коллекции положил холст Виктора Семеновича Сорокина «Улей», преподнесенный Анатолию Никифоровичу в качестве «утешительного приза», когда тот лишился работы. Этим жестом «Дед», как часто называли Сорокина его друзья и поклонники, с присущей ему независимостью поддержал Нехорошева, что оказался не ко двору пришедшим в 1991 году к власти «демократам».

— А вторая вещь у меня появилась тоже сорокинская, — вспоминает собиратель. — Но я ее уже купил. Это было безвременье девяностых. Художники тогда мало кого интересовали. Даже такой живой классик, как Сорокин. Ну, мне захотелось ему немножко помочь. Впрочем, и холст, конечно, был хорош. «Дед» ведь плохо писать не умел.

Коллекционирование и меценатство у Нехорошева и позже нередко переплетались. Он старался выручать попавших в трудные обстоятельства художников, иногда даже приобретая не лучшие их вёщи.

- А вообще как вы делаете выбор? — спросил я.

- Прислушиваюсь к внутреннему голосу. В сущности, приобрету — не приобрету означает одно: люблю — не люблю, близко мне это или нет. Но, конечно, не будучи специалистом, советуюсь с авторитетными людьми, с той же Татьяной Ивановной Нечаевой. Она искусствовед, у нее тонкий вкус, чутье и опыт. Бывает, она меня ругает за случайные, неудачные приобретения. Ну, я не обижаюсь, а учусь.

- А почему вы сосредоточились на творчестве земляков?

- Вы в курсе, сколько художников-профессионалов в России? Больше сорока тысяч! Нужны какие-то рамки, самоограничение. Вот я и подумал: буду собирать своих. Нет в Липецке мастерской, которую бы я не посетил. Не было выставки, на которой бы я не выбрал для себя хотя бы одну работу. Мне что больше всего ценно: чтобы моя коллекция представляла весь спектр липецкой палитры. Чтобы благодаря ей можно было почувствовать, насколько не похожи манеры, пристрастия, мотивы художников, живущих в одно время, в одном регионе.

Своей цели Нехорошев уже достиг. Только что открывшаяся выставка в этом убеждает. Зрителя здесь ждут сюрпризы. Если стихийный мифотворец, фантазер, поразительный колорист Василий Шевченко или лирик Николай Углов с первого взгляда абсолютно узнаваемы, то, к примеру, Виктор Лузанов, автор множества исторических полотен, посвященных Пушкину, раскрывается неожиданно. Изящный, чуть ли не монохромный, прямо-таки японский его пейзаж свидетельствует о не до конца реализованных или плохо известных нам возможностях мастера. Александр Сорочкин в «Натюрморте с котом» предстает не в привычной сумрачно-драматической своей ипостаси, а как человек, чей взгляд на мир может быть и шутливо-парадоксальным. Мало того. В экспозиции мы обнаруживаем шаржи на коллег замечательного артиста, незабвенного «Карлсона» Виталия Пономарева и пейзаж певца, солиста нашей филармонии Валерия Радченко. Причем и тот и другой отнюдь не выглядят беспомощными любителями на фоне корифеев.

В этих маленьких открытиях заключается особая прелесть таких выставок от самого коллекционера!

И. НЕВЕРОВ,
Липецкая газета