Коллекционер Нехорошев А.Н.


   

 

Все статьи

Видео

 

Коллекционер

Хорошо иметь домик в деревне. Пусть даже у вас нет ни нужды, ни охоты держать на подворье корову или козу. Вот, к примеру, Анатолий Никифорович Нехорошев нашел для своего тихого дома в селе Никольское Липецкого района весьма неожиданное применение. Все стены в комнатах двух этажей от пола до потолка увешаны живописными холстами и рисунками.

Похоже, у хозяина теперь две главные заботы и радости: семья и коллекция. Семья - это, прежде всего, двухлетние двойняшки Паша и Аня с их мамой Ларисой, а также внучка старшего сына. Коллекция - это то ли сто, то ли двести (до сих пор не выбрал времени пересчитать) работ липецких авторов - от народного художника России Виктора Сорокина до подающего надежды выпускника художественной школы Паши Зуданова.

Дети и картины с некоторых пор для него накрепко связаны друг с другом. Домашняя галерея Нехорошева возникла задолго до рождения Пашки и Анечки. Но теперь она обрела новый смысл. Когда мы с искусствоведом Татьяной Ивановной Нечаевой гостили у Анатолия Никифоровича, он вдруг спросил:

- А вот если детей с первых дней окружают эти пейзажи, натюрморты, портреты, они ведь должны научиться любить и понимать искусство?

Однажды я брал интервью у владельца нескольких десятков произведений Сальвадора Дали. Он привез свои сокровища на выставку в липецкий музей. Я наивно полюбопытствовал: каким образом вроде бы далекие от искусства люди оказываются коллекционерами? Ответ был чуть ироничный, но откровенный и по существу:

- Коллекционерами становятся, когда появляются деньги. И большие деньги. Дали и Пикассо дорого стоят.

Так оно и есть. Пусть дешевле, но тоже недешево стоит любое произведение настоящего мастера. Тем не менее первая картина большого художника Сорокина, разбудившая в Нехорошеве азарт собирателя, попала к нему при особых обстоятельствах. У него тогда не было не только денег, но и работы. Новое областное начальство образца 1991 года перетряхивало кадры, сажая повсюду «истинных демократов». Уволили и руководителя управления культуры Нехорошева.

Сорокин вообще-то не жаловал чиновников. Но на сей раз огорчился: зачем же убирать приличного человека? С ним можно было иметь дело. И попросил передать Анатолию Никифоровичу на память свою, как любят выражаться художники, картинку.

Маленький пейзаж «Ульи зимой» - один из самых дорогих (не по рыночным, разумеется, меркам!) в собрании Нехорошева.

У Анатолия Никифоровича свои критерии в выборе холстов или рисунков. Ему случалось приобретать и не Бог весть какую сильную работу, потому что он симпатизировал автору как человеку или знал, что у того материальные трудности. Нехорошев с удовольствием показывает гостям пейзажи Новолипецкого комбината, даром что производственная тема нынче не в моде. И непременно объясняет, что в свое время долго работал на НЛМК. Впрочем, комбинатские зарисовки старейшего липецкого художника, ветерана войны Виктора Петровича Слушника и вправду получились энергичными, выразительными, абсолютно лишенными конъюнктурного равнодушия.

На особом счету у хозяина коллекции живопись рано умершего Виктора Ивановича Королева. Это был замечательный мастер, но его произведения для Нехорошева это еще и память о друге.

Строгий знаток, вероятно, может поморщиться, обнаружив по соседству с Сорокиным, тем же Королевым, Шевченко, Сорочкиным, Сальниковым, Климовым, Угловым или Дворянчиковым нечто явно несопоставимое с ними по уроню дарования, мощи, владения тайнами ремесла. Нехорошев спорить не будет. Однако тут же расскажет, как приобрел эту вещь, в каком отчаянном положении застал художника, придя к нему в мастерскую.

Занявшись предпринимательством, он получил возможность тратить деньги на то, что любит. А любит он все-таки коллекционировать - и не иномарки, а живопись. Догадываюсь: Дали и Шагал ему, скорее всего, не по карману. Только он о том и не тужит. Ему всерьез и надолго интересны художники-земляки. Он старается не пропустить ни одного их вернисажа.

- А знаешь, - сказала мне Татьяна Нечаева, - в принципе-то это перспективный проект. Уже сейчас у Анатолия Никифоровича, если иметь в виду имена, собрание художников, работающих в регионе, наверное, полнее, чем в областной картинной галерее. Где, к слову, и не должны ставить задачу достичь такой полноты. А вот Нехорошев добивается именно этого. И, может быть, он прав. Его концепция делает коллекцию своеобразной и даже уникальной. Мне кажется, придет срок, и он откроет в Никольском выставочный зал. Это будет доброе, мудрое дело.

Но пока Анатолий Никифорович мечтает продемонстрировать лучшие вещи в Липецке. Экспозиция намечена на середину будущего года. Но он уже к ней готовится. Ведь выставка должна стать событием не только в его жизни, но и в культурной истории региона.

И. НЕВЕРОВ
Липецкая газета